Административно правовой статус незаконных мигрантов

Научная статья по теме Незаконный мигрант: вопросы гражданства Государство и право

Подобные меры не связаны с нарушением миграционного законодательства Российской Федерации. Например, ограничение въезда в зоны экологического бедствия, районы вспышек инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, на территории, где объявлено чрезвычайное или военное положение, диктуется в первую очередь стремлением ограничить допуск людей в зоны, где их жизни и здоровью может угрожать опасность.

Существующая в российском законодательстве неопределенность в трактовке понятия «мигрант» приводит к тому, что часть исследователей начинают считать, что под категорию незаконного мигранта могут попадать и граждане России, нарушившие правила передвижения или пребывания на территориях, где данное право ограничено законодательством Российской Федерации [5, с. 46—49]. К таким зонам относятся:

Административно-правовой статус незаконных мигрантов

Представляется, что второй подход является антиконституционным, поскольку формулирует правовые основы статуса незаконного мигранта подзаконным правовым актом, что не соответствует положениям ч.1 ст.17 и 18 Конституции РФ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года)//Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. Ст.445. .

Интересы российского государства на современном этапе требуют четко увязать понимание миграции, миграционную политику и миграционное регулирование с экономической безопасностью страны. Необходимы тщательный анализ и прогнозирование, а также управление теми тенденциями, которые возникают на стыке экономической, демографической, социальной и культурной безопасности.

Административно правовой статус незаконных мигрантов

В 1990 г. ООН приняла «Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей», в соответствии с которой государства-участники обязались уважать и обеспечивать права всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, которые находятся на их территории или под их юрисдикцией без какого бы то ни было различия, как то: в отношении пола, расы, цвета кожи, языка, религии или убеждений, политических или иных взглядов, национального, этнического или социального происхождения, гражданства, возраста, экономического, имущественного, семейного и сословного положения.

Первая особенность состоит в том, что мигранты являются категорией населения, специфика статуса которой связывается с осуществляемыми ими пространственными перемещениями через государственные или административные границы. Следствием миграции является появление значительных по численности групп населения, большей частью не адаптированных к новым условиям проживания и не ассимилированных среди коренного населения. Поскольку наличие мигрантов влияет на экономическую, демографическую, политическую, криминологическую ситуацию в принимающем государстве или административно-территориальной единице, очевидна необходимость специального регулирования правового статуса данной категории населения.

Административно правовой статус незаконных мигрантов

Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

10. Получать социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

Читать еще -->  Посмотреть очередь в детский сад

Административно правовой статус незаконных мигрантов

• самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

• при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством РФ, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

Административно правовой статус незаконных мигрантов

• самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

  • соблюдать Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
  • своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом;
  • соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;
  • сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;
  • сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;
  • сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе;
  • проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Читать еще -->  Как узнать задолженость у судебных приставов оренбург

Административно-правовой статус беженцев и переселенцев

Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Не могут быть признаны беженцами лица, покинувшие государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Административно-правовое противодействие незаконной миграции в Российской Федерации и Республике Беларусь: сравнительно-правовой анализ Смашникова, Татьяна Борисовна

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что отдельные теоретические понятия и юридические термины, введенные в процессе научного исследования в работу, могут быть использованы для дальнейшего научного изучения правового регулирования процессов миграции в Российской Федерации и Республике Беларусь. Работа может представлять интерес для российских и белорусских правоведов, изучающих проблемы административного правового регулирования миграции и участвующих в создании национальных концепций и миграционных программ в Российской Федерации и Республике Беларусь; для специалистов, работающих в сфере управления миграционными процессами. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки учебных курсов по административному праву в части регулирования миграционных процессов в Российской Федерации и Республике Беларусь, а также научными работниками и аспирантами, которые занимаются исследованием проблем международной миграции.

8. Сформулированы конкретные предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в части закрепления основных направлений проведения государственной миграционной политики и основополагающих миграционных норм: принятия национальных законов «О миграции»; включения в закон Российской Федерации «О гражданстве» и аналогичный закон Республики Беларусь принципа взаимного поощрения приобретения гражданства гражданами, пребывающими и проживающими не менее одного года на территории названных государств.

Административно-правовой статус беженцев и переселенцев: практические проблемы

Первый из них, № 533808-6, был внесен 28 мая 2014 года группой депутатов Государственной Думы (Е.А. Федоров, М.В. Дегтярев, А.В. Терентьев, А.В. Романов, О.Д. Валенчук). Суть законодательной инициативы в том, чтобы признавать беженцами граждан Украины, покидающих свою страну в связи с военными действиями, в упрощенном порядке. Такой порядок предлагается установить ФМС России. Практика завершения весенней парламентской сессии 2014 года показала, что необходимые Правительству РФ законы можно принять в трех чтениях за неделю (например, проект № 555506-6 – об увеличении капиталов банков, проект № 556913-6). Поправки к Закону о беженцах, видимо, не вошли в число приоритетных законов и отложены на осеннюю сессию. Вероятно, этот проект вообще не будет принят. Действующий Закон содержит норму (пункт 2 статьи 14) на случай экстренного массового прибытия потенциальных беженцев и соответствующее полномочие Правительства РФ 39 .

Кабалов А.Н. в своей работе также отмечает, что согласно подходу УВКБ ООН, человек становится беженцем в силу фактического положения. Одной из проблем, как говорилось выше, является непредоставление статуса беженца вследствие сложности доказывания дискриминации ходатайствующего по какому-либо признаку или вследствие бегства от военных действий. Чиновники страны, принимающей беженцев, доверяют информации о беженцах из страны исхода. Однако, это в корне не верно, т.к. это нарушает принцип конфиденциальности информации о беженцах. Чиновники и работники миграционных служб обязаны пользоваться информацией УВКБ ООН 33 .

Ссылка на основную публикацию