Резерв по сомнительным долгам 2019 в бухгалтерском учете

Резерв по сомнительным долгам 2019


Сомнительным долгом признается любая задолженность
перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

В зависимости от метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей налога на прбиыль г(лавы 25 Кодекса) в соответствии со статьей 271 Кодекса или статьей 273 Кодекса.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Под сомнительной задолженностью в бухучете понимается ничем не обеспеченная задолженность дебиторов, которая не уплачена в срок, прописанный в договорном соглашении (абз. 2 п. 70 приказа № 34н). Авансы поставщикам к сомнительной задолженности причислять нельзя (письмо Минфина России от 15.10.2003 № 16-00-14/316).

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете создаются на основе сведений о задолженности покупателей. Для чего нужны резервы по сомнительным долгам? Надо ли их формировать? Как правильно подсчитать резервы и отразить их в бухучете? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

При расчете лимита учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ). Берутся во внимание все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной или натуральной формах.

Общая величина резерва в налоговом учете нормируется. Она не может превышать 10 процентов выручки от реализации за соответствующий отчетный период (I квартал, полугодие, девять месяцев или первый месяц, второй месяц и т.д.) или за налоговый период (календарный год).

Резерв по сомнительным долгам 2019


Сомнительным долгом признается любая задолженность
перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

В зависимости от метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей налога на прбиыль г(лавы 25 Кодекса) в соответствии со статьей 271 Кодекса или статьей 273 Кодекса.

Читать еще -->  Какие документы нужны документы для временного проживания

Резерв по сомнительным долгам: учет в «1С: Бухгалтерии 8»

Резервы по сомнительным долгам относятся к оценочным резервам. Оценочные резервы в бухгалтерском учете учитывают отклонения в оценке активов (к коим относится и дебиторская задолженность) и обязательств. Благодаря оценочным резервам, показатели бухгалтерской отчетности корректируются и тем самым отражают реальное финансовое состояние организации.

Согласно пункту 1 статьи 266 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ, далее — Закон № 401-ФЗ) с 01.01.2019 величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за вычетом кредиторской задолженности перед этим контрагентом. Однако, ни Налоговый кодекс, ни нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат четкого определения кредиторской задолженности. В бухгалтерском учете под кредиторской задолженностью понимается, по сути, любая начисленная задолженность перед кредитором, включая те обязательства, срок исполнения по которым еще не наступил (ПБУ 9/99, ПБУ 10/99).

Резервы по сомнительным долгам

Выбранный способ и методику расчета резерва по сомнительным долгам необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Например, если выбран способ экспертной оценки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно прописать конкретные критерии (например, показатели платежеспособности и финансового состояния должника), на которых основывается такая оценка. Если выбран способ расчета резерва в зависимости от периода просрочки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно установить соответствующие процентные значения отчислений в резерв (они могут совпадать с применяемыми в налоговом учете, а могут и не совпадать).

Списание безнадежного долга, ранее признанного в учете сомнительным, по которому был сформирован резерв, отражается бухгалтерской проводкой по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете в 2019: проводки

В зависимости от того, как часто вы решили формировать резерв, на последнее число месяца пересчитайте сумму сомнительных долгов. Если сумма долгов стало больше, доначислите резерв:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 63
— начислен резерв по сомнительным долгам.

Существует и требование по ограничению времени использования зарезервированных средств. Если они не израсходованы до окончания отчетного года, наступившего за годом создания резерва, то неиспользованные ресурсы при составлении годовой отчетности переносят в блок финансовых результатов.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете

  • Оценка каждого сомнительного долга. То есть по каждому сомнительному долгу организация самостоятельно определяет ту часть задолженности (или всю сумму задолженности), которая не будет погашена, и включает ее в общую сумму резерва.
  • Определение величины резерва на основе данных прошлых периодов. При этом способе величина резерва рассчитывается как доля непогашенных долгов в общей сумме дебиторской задолженности (соотношение определяется по данным за предыдущие несколько лет).
  • Расчет отчислений в резерв по каждому сомнительному долгу пропорционально периоду просрочки. Такой способ определения величины резерва аналогичен способу, применяемому в налоговом учете, о котором речь пойдет ниже.
Читать еще -->  Калькулятор онлайн зарплаты военнослужащего калькулятор

Выбранный способ и методику расчета резерва по сомнительным долгам необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Например, если выбран способ экспертной оценки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно прописать конкретные критерии (например, показатели платежеспособности и финансового состояния должника), на которых основывается такая оценка. Если выбран способ расчета резерва в зависимости от периода просрочки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно установить соответствующие процентные значения отчислений в резерв (они могут совпадать с применяемыми в налоговом учете, а могут и не совпадать).

Резерв на погашение сомнительных долгов и его отражение в БУ и НУ

На практике отсутствие ресурсов для покрытия необеспеченных недоимок на предприятии с малыми оборотами не наносит существенного вреда финансовой стабильности. Контролирующие органы вынесут замечание только, если сведения бухгалтерской или налоговой отчетности существенно исказятся. Большие компании должны соблюдать требования законодательства и формировать резервный фонд.

Сложная экономическая обстановка России обостряет финансовый кризис предпринимательства. Все чаще контрагенты отказываются от исполнения договорных обязательств, разоряются. При этом по бухгалтерским данным компании складывается недостоверная картина состояния активов и оборотных фондов. Для исключения финансовых рисков в бухучете принято создавать базу для покрытия непогашенной дебиторки. В связи с этим полезно будет выяснить, как создаются резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете 2019 г.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Существует и требование по ограничению времени использования зарезервированных средств. Если они не израсходованы до окончания отчетного года, наступившего за годом создания резерва, то неиспользованные ресурсы при составлении годовой отчетности переносят в блок финансовых результатов.

Заметим, что требования к образованию резерва в налоговом учете конкретны: создать его можно только по долгам за товары или услуги, а размер не должен превышать десятой части от выручки периода, когда резерв был сформирован. Кроме того, ограничивается срок создания и величина резерва по сомнительным долгам. Образовать его на сумму половины долга можно лишь по прошествии 45 дней с момента признания сомнительности, на полную сумму долга – после 90 дней.

Ссылка на основную публикацию