Создание рабочих мест для инвалидов

О — рабочих местах для инвалидов сообщайте ежемесячно

Надо издать локальный нормативный акт, в котором предусматривается создание таких мест с указанием в нем перечня мероприятий, оборудования, требований к содержанию таких рабочих мест. Работодатель должен выявить потребности инвалида, связанные с оснащением рабочего места, проанализировать его ИПР, вид выполняемой работы, уровень механизации и автоматизации рабочего места и т. п.

Работодатели обязаны отражать сведения о созданных или выделенных рабочих местах для инвалидов в локальном нормативном акте и сообщать об этом в службу занятост и п. 3 ст. 25 Закона от 19.04.91 № 1032-1; п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ . Иван Иванович, как вы считаете, это должен быть отдельный ЛНА? Или можно включить нормы о выделении рабочих мест для инвалидов в правила внутреннего трудового распорядка и в должностные инструкции по таким рабочим местам?

Труд инвалидов: квотирование и требования к созданию рабочих мест

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда. Также при расчете квоты не учитываются филиалы и представительства организации, расположенные в другой местности (Определение ВАС РФ от 03.09.2012 № ВАС-11395/12 по делу № А32-13713/11).

Соответственно, размер квоты в своем регионе работодатель может узнать из соответствующего закона субъекта РФ. Так, например, согласно ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014) для работодателей со среднесписочной численностью более 100 человек квота установлена в размере 4 %: 2 % — для трудоустройства инвалидов и 2 % — для трудоустройства категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 данного Закона.

Квоты для инвалидов: нюансы, которые важно знать

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве – его могут привлечь к административной ответственности (кодекс РФ об административных нарушениях, закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

При этом действующее законодательство не дает четкой трактовки, что следует понимать под созданием или выделением рабочего места. Если следовать буквальному толкованию закона, то выделение рабочего места означает его оформление в кадровых документах согласно общей процедуре (указание в штатном расписании компании). Создание рабочего места означает его физическое формирование.

Квотирование рабочих мест для инвалидов: новые правила

Раньше работодатели должны были ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Сейчас эта обязанность работодателей значительно расширена: требуется предоставлять информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Читать еще -->  Оклад за классный чин государственной гражданской службы 2019

Если договор о квотировании рабочих мест для инвалидов предусматривает создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, то, помимо издания приказа, рекомендуем разработать план мероприятий по организации дополнительных или переоборудованию имеющихся рабочих мест.

Как выполняется требование создавать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов

Решение по квоте о трудоустройстве инвалидов принимают местные органы исполнительной власти. Только они могут установить число необходимых рабочих мест для инвалидов для любого типа организации. Особые рабочие места для лиц, имеющих группу инвалидности, создаются за счет госбюджета, а также бюджетов отдельных субъектов РФ, исключая отдельные случаи.

Законодательная база Российской Федерации содержит множество норм, направленных на урегулирование отношений в сфере трудоустройства инвалидов. Так, в законе от 24.11.95 № 181-ФЗ прописаны нормы социальной поддержки инвалидов в России. Статьи этого закона содержат в себе положения об особом порядке принятия на работу человека с ограниченными физическими возожностями.

Создание рабочих мест для инвалидов

Непредставление или несвоевременное представление работодателем сведений (информации) в отношении количества вакантных рабочих мест для инвалидов, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет административную ответственность — предупреждение или штраф в размере (ст. 19.7 КоАП РФ):

До 1 января 2005 года статьей 21 Закона №181-ФЗ было предусмотрено, что в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Ее размеры и порядок внесения определялись органами государственной власти субъекта РФ.

Примеры создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Пермском крае в 2010 году

Был трудоустроен инвалид с детства II группы (необходима умеренная физ. нагрузка и рабочий день не более 5 часов) подсобным рабочим. Для создания рабочего места были куплены: шкаф с инструментами, тележка для уборки, газонокосилка. Вращающиеся механизмы газонокосилки оборудованы защитным кожухом.

22. Плюс» создало 65 (шестьдесят пять) специальных рабочих мест оператора видеонаблюдения на дому для инвалидов II группы по общему заболеванию, имеющих инвалидность в результате несчастного случая на производстве, имеющих ограничения в самостоятельном передвижении. Было приобретено оборудование для видеонаблюдения, технических приспособлений, специальной мебели.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов

Согласно статье 22 ФЗ специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Читать еще -->  Сколько положено ветеранам боевых действий земли

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается отдельно для каждого предприятия, учреждения или организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Правила квотирования рабочих мест

В силу ФЗ №181 все компании, невзирая на форму собственности, при наличии штатной численности работников свыше трех десятков обязаны предоставлять хотя бы одно рабочее место для инвалида, но это в теории. На практике же далеко не все лица с ограниченными возможностями могут полноценно трудиться даже при наличии зарезервированной вакансии, ведь для некоторых из них нужно создать специальные условия, в частности, оборудовать места труда специальными приспособления теми же пандусами и поручнями либо иными локациями.

Несмотря на то, что нормы, подразумевающие резервирование либо создание рабочих мест для инвалидов, приняты еще в 1995 году, многие работодатели по-прежнему не соблюдают установленные рамки, учитывая, что административная ответственность в порядке ст.5.42 КоАП РФ предусматривает всего лишь штрафные санкции в размере 10000 тысяч. А ведь даже для средней компании оговоренная сумма является каплей в море, соответственно, действенных рычагов по обязательству учреждений исполнять нормы закона пока что нет.

Конференция ЮрКлуба

Насчет компенсации слышал, что её можно и не получить — много бумаг нужно.
Уточняю вопрос:
Можно ли считать установленной законом процедуру создания специального рабочего места и порядок взаимодействия субъектов данного процесса?
Дополнительно интересуют мнения по таким вопросам:
Каков порядок исполнения обязанности по созданию специального рабочего места если отсутствуют желающие работать на таком месте?
Если суд удовлетворяет иск прокурора и выносит решение обязать предприятие создать специальное рабочее место, то каков порядок исполнения решения суда?

На сегодняшний день вопрос актуален в основном для крупных организаций.
В большинстве случаев трудоустраиваются на такие предприятия работники после прохождения мед. комиссии. Поэтому отделы кадров в общих чертах владеют информацией, о том имеются ли на предприятии инвалиды.
Но если работник не желает проходить комиссию, то и заставить его никто не может.
Для создания специализированного рабочего места нужно для начала понимать что и для кого создавать:
1. находим на предприятии работника который1 имеет группу инвалидности.
2. Предлагаем ему пройти МСЭК для получения ИПР (индивидуальная программа реабилитации
3. На основании рекомендаций отраженных в ИПР + требований СНиПов оборудуем его рабочее место (мебель, спец техника и т.д.)
4. Пишем приказ о создании специального рабочего места
5. Вносим необходимые изменения в ДИ
6. Аттестовываем специальное рабочее место.
При отсутствии в организации инвалидов начинаем переговоры со службой занятости которые могут предложить на имеющиеся вакансии работников инвалидов, при наличии подходящей кандидатуры действуем по вышеизложенной схеме. Кроме этого при создании специального рабочего места и трудоустройства безработного инвалида служба занятости компенсирует расходы организации на создание этого места в пределах 30000 рублей

Ссылка на основную публикацию