Социокультурная адаптация детей с овз

Статья по теме: Социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

В более узком смысле под социокультурной адаптацией ребенка с ограниченными возможностями подразумевается адресная, личностная помощь, совместное выявление с ним его собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий. Поиск и мобилизация всех имеющихся у самого ребенка резервов и возможностей, в конечном счете, помогут ему адаптироваться и нормально функционировать в окружающей социально-культурной среде, обучении, общении, творчестве [2].

Проблема адаптации теснейшим образом связана с проблемой здоровья – болезни. Этот континуум неотъемлем от жизненного пути личности. Многофункциональность и разнонаправленность жизненного пути обусловливают взаимосвязь процессов соматического (отношение к своей телесности, к своему здоровью), личностного (отношения к себе как к личности, отношение к своему поведению, настроению, мыслям, защитным механизмам), и социального (общение, отношение к ситуациям и социальным институтам, деятельность) функционирования.

Социокультурной адаптации детей с ограниченными

Усова Бэла Юнусовна (2011). Социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-adaptatsiya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 27.09).

В целом, интеграция — это возможность, но ни в коем случае не обязанность. Нетипичный человек может войти в общество, но не обязан этого делать. Люди с проблемами психофизического развития должны иметь право выбрать свой путь: принимать участие в жизни общества, либо предпочесть защищенность и уединение. Однако общество должно сделать все возможное для повышения социальной активности таких людей, включения их в широкие социокультурные отношения.

Проект «Адаптация детей с ОВЗ в социокультурном пространстве в условиях лекотеки»

В последние годы в системе образования России получило развитие новое направление – оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим возникла необходимость разработки образовательных программ нового типа, отвечающих потребностям особых детей, имеющих нарушения развития.

Эти обстоятельства явились мотивом для открытия на базе нашего дошкольного учреждения группы лекотека. Данная группа направлена на подкрепление процесса обучения и социализации детей – инвалидов, а также помощь родителям в воспитании и развитии их детей.

Социокультурная адаптация детей с овз

В стране функционирует Российская государственная библиотека для слепых, которая является научно-методическим центром, сеть из 72 специализированных библиотек в субъектах РФ. В их фондах собраны 1,6 млн. книг с рельефноточечным шрифтом, 3,4 млн. «говорящих» книг и 1,2 млн. плоскопечатных. Библиотеками пользуются 135 тыс. инвалидов по зрению.

Процесс социокультурной адаптации обеспечивается системой мер социальной защиты, направленных на создание личности условий для ее полной или частичной юридической, политической, экономической, социальной, культурной самостоятельности и равных с другими гражданами возможностей участия в общественной жизни и развитии общества. Таким образом, социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями – это система и процесс восстановления способностей человека к самостоятельной деятельности во всех сферах общественной жизни, в частности, в социокультурной [6].

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

5 (потребность в самообразовании и самовоспитании, потребность в общении со сверстниками и взрослыми); — помощь в развитии волевых качеств ребенка с ОВЗ (чувство взаимной ответственности, отзывчивости, уважения друг другу); — помощь в формировании позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о себе и окружающем мире. Одной из главных задач образовательной организации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является социальная интеграция детей с ОВЗ в общество. Процесс социокультурной адаптации обеспечивается системой мер социальной защиты. Основой социокультурной деятельности является постоянная поддержка детей с ОВЗ, помощь в преодолении, компенсации существующих ограничений, мобилизации собственных резервов. Эффективная социокультурная адаптация ребенка с ОВЗ предполагает полную включенность данного ребенка в обычную социокультурную реальность, при которой его недостаток в процессе компенсационной деятельности не мешает ни ему, ни окружающим. Это происходит с помощью приобщения к культурным и духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, через включение в мир искусства, культуры и творчества. Социокультурная адаптация ребенка с ОВЗ протекает в трех звеньях: личность, общество, культура, где постоянно согласовываются требования и ожидания социальной среды к личности ребенка. В результате успешной социокультурной адаптации ребенок с ОВЗ приспосабливает свои установки, поведение и притязания к реалиям той социальной среды, в которую он адаптируется. Приобретенные в результате социокультурной адаптации знания и навыки дети направят на удовлетворение жизненных потребностей, что поможет им стать полноценными членами общества.

Читать еще -->  Узнать долг по квартплате по адресу саранск

4 природная среда», так и социальную адаптацию в системе отношений «личность социальная среда». Адаптация детей дошкольного возраста подразумевает не только приспособление, но и создание условий для последующего развития. Поэтому педагоги и психологи, адаптируя ребенка, создают условия для последующего развития дошкольника. Социальная адаптация процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде. Средством социальной адаптации является принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия и характерных для нее форм деятельности. Социокультурная адаптация процесс приспособления индивида к окружению и целенаправленного приспособления индивидом элементов этого окружения к удовлетворению собственных потребностей и запросов; осуществляется с помощью знаний и навыков, полученных в ходе социализации в процессах социального взаимодействия и коммуникации. Таким образом, социокультурная адаптация в самом общем плане это целостный, динамический, непрерывный процесс и результат активного «вхождения» личности или группы к условиям другой социокультурной среды. В более узком смысле под социокультурной адаптацией ребенка с ОВЗ подразумевается адресная, личностная помощь, совместное выявление с ним его собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий. Для детей с ОВЗ социокультурная адаптация имеет важное значение в дальнейшей интеграции в общество и жизни в целом. Поэтому перед образовательной организацией стоят следующие задачи в социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья: — помощь в формировании новых потребностей, более сложных и высоких, чем естественные природные потребности возраста

Адаптация ребенка с ОВЗ в образовательной среде

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении.

Главной целью адаптивной школы является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения.

Читать еще -->  Льготы обладателю алтын белги

ОВЗ: расшифровка

Перспективными можно считать те учебные заведения, которые реализуют как основные программы, так и адаптированные под потребности ребенка с ОВЗ. Такие организации включают инклюзивные классы, что позволяет детям с нарушениями здоровья свободно развиваться в социуме. Также в данных школах идет непрерывная работа не только с детьми, но и с их родителями, педагогами.

Начальный этап образования включает в себя сотрудничество с воспитателем, повышенный интерес к выполнению разных заданий. Средняя школа должна стремиться к формированию гражданской и нравственной позиции, а также к становлению творческих способностей. Нельзя забывать о влиянии на развитие детей с ОВЗ семейного воспитания, которое играет основную роль в становлении личности.

Педагогический советник»

Инвалиды это люди с отклонением в развитии, имеющие физические и/или психические расстройства организма. Эти расстройства возникают по причине разного рода факторов, воздействующих на людей, тем более детей. Это может быть не здоровый образ жизни родителей с вредными привычками (наркомания , алкоголизм, курение и др.), нездоровая экология, некачественный уровень медицины, полученные травмы и т.д.

Cоциокультурная адаптация — сложный и глубокий процесс, который характеризуется постоянными изменениями [1, С. 60]. Социокультурная адаптация ребенка с ограниченными возможностями протекает в трех сферах: личность, общество, культура, где постоянно приводятся в соответствие требования и ожидания социума к личности «нетипичного » ребенка. В итоге успешной социокультурной адаптации ребенок с ограниченными возможностями перестраивает свои установки, поведение и притязания в соответствии с требованиями того общества, в которое он адаптируется. Приобретенные в результате социокультурной адаптации знания, навыки и умения дети-инвалиды направляют на удовлетворение жизненных потребностей, что способствует их становлению как полноценных членов общества.

Особенности адаптации детей с ОВЗ к условиям детского сада

В городе Сосновоборске в дошкольных учреждениях функционируют специализированные и комбинированные группы, ежегодно в них поступают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ограниченные возможности здоровья у таких детей непосредственно связаны с нарушениями в их физическом или психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении с окружающими сверстниками и взрослыми, обучении.

Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. Как правило, таким детям не хватает самостоятельности, уверенности в собственных силах.

Требования к адаптации программ дополнительного образования с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья

— сложность и многообразие социальных связей, которые проявляются в том, что состав образовательного объединения постоянно меняется: дети имеют право переходить из объединения в объединение или вообще покидать коллектив. Поскольку система дополнительного образования имеет обширные внешние связи, то дети вступают в многообразные социальные отношения за пределами образовательного объединения – детско-взрослой общности;

Требования к адаптации программ дополнительного образования учитывают особые образовательные потребности, возрастные и психофизические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра и необходимость внедрения требований на стажировочных (пилотных) площадках и в ресурсном центре.

Ссылка на основную публикацию